Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тенденции последнего времени свидетельствуют о том, что для эффективного развития страны в целом необходимо наличие не только крупных градообразующих предприятий, но и развитие малого бизнеса. Крупные предприятия не способны в полной мере удовлетворить требования потребителей, так как зачастую нацелены на производство конкретных видов продукции в больших объемах. Мелкий бизнес способен развиваться в различных направлениях, обеспечивая удовлетворение потребностей различных слоев населения. Но важно отметить что для достижения эффективности, а тем более ее повышения малому и среднему бизнесу приходится преодолевать множество сложностей, в результате не все способны на дальнейшее развитие и
3
вынуждены прекращать свою деятельность. Это обусловлено влиянием множества факторов, значение которых различно, но в совокупности ведет к завершению хозяйственной деятельности.
В связи с этим актуальной на сегодняшний момент является тема по современным проблемам государственной поддержки развития малого бизнеса в России.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Сущность малого предпринимательства и направления его государственной поддержки
Рассмотрим, как определяет закон понятие малого предпринимательства (МП). В соответствии с Федеральным законом №209-ФЗ «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам МП относятся зарегистрированные в государственных реестрах хозяйственные общества, хозяйственные партнёрства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям [1]:
– юридические лица, у которых суммарная доля участия в уставном капитале РФ, субъектов РФ, муниципальных образований не более 25%, а доля участия юридических лиц, не являющихся малыми предпринимателями - не более 49%;
– средняя численность работников в предыдущем календарном году не превышает предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов МП (до 100 чел. для малых предприятий; до 15 чел. для микропредприятий);
– выручка от реализации товаров без учёта НДС или балансовая стоимость активов за предыдущий календарный год не превышает предельные значения, которые устанавливает своими указами Правительство РФ.
По нашему мнению, малый бизнес играет особенную роль в экономике, без него рыночная экономика не может оптимальным образом ни функционировать, ни развиваться, то есть он связывает экономику в единое целое, являясь своеобразным фундаментом. Важными особенностями и преимуществами МП являются гибкость и умение быстро приспособиться к изменениям в рыночной конъюнктуре, как следствие - оперативное реагирование на рыночные запросы; быстрое изменение структуры производства при наличии такой возможности и мобильность при организации работы; экономное использование ресурсов, выражающееся в том числе в уменьшении расходов на содержание управленческих структур, повышенная скорость оборота капитала; оперативное отражение изменения потребительского спроса, более лёгкий по сравнению с крупными предприятиями отраслевой перелив рабочей силы и капитала.
Многочисленность малых предприятий создаёт дополнительные возможности развития конкуренции, а также характеризуется созданием условий работы, в которых не только сам предприниматель, но и каждый его работник становятся заинтересованными в конечных результатах работы. Такие предприятия не завоёвывают рынки путём вытеснения монополий, а заполняют свободные ниши, в том числе и в небольших поселениях и специализируются на
4
работе на местных рынках сбыта, обычно в сфере предоставления услуг населению (бытовых, образовательных, туристических и т.д.) и бизнес-услуг (консалтинг, маркетинг, инжиниринг и др.), предоставление которых позволяет обеспечить предприятия необходимыми ресурсами, например, информацией или кадрами. Так как такая потребность у крупных предприятий возникает не часто, то заниматься самостоятельно этими направлениями предприятиям накладно, и малые сервисные фирмы решают за них эту задачу. Также малый бизнес первыми внедряют и развивают инновации, которые кажутся слишком рискованными для крупных предприятий .
1.2. Роль малого предпринимательства в экономике
Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. К сожалению, в нашей стране малый бизнес недооценен и слабо развит.
На рисунке 1 хорошо видно, насколько Россия отстает по развитию малого предпринимательства от других развитых стран. Приведенные ниже результаты сопоставлений демонстрируют, с одной стороны, существенную роль, отводимую МП в экономиках других стран. И, с другой стороны, низкий уровень и большой потенциал развития МП в России.
Рисунок 1 – Доля малых и средних предприятий в ВВП
В таблице 1 представлены данные по количеству субъектов малого предпринимательства согласно данным Единого реестра субъектов малого предпринимательства.
По данным таблицы 1 можно сделать вывод о неравномерном развитии малого бизнеса в России. Отстающими являются Северо-Кавказский и Дальневосточный федеральные округа. Одной из причин данного обстоятельства является отток населения в другие регионы. Из-за сокращения количества жителей происходит снижение покупательской способности. Малый бизнес в указанных регионах терпит убытки из-за вхождения московского капитала больших сетей магазинов. Сразу стоит отметить, данный фактор касается и других регионов.
Таблица 1 – Количество субъектов малого предпринимательства по состоянию на 01.10.2019 г.
Юридических лиц Индивидуальных
Всего из них Всего из них
Микро
предприятие Малое
предприятие Микро
5
предприятие Малое
предприятие
Российская
Федерация 2 701230 2 458 613 224 073 3 341668 3 313 688 27 657
Центральный ФО 953 753 865 070 81 342 910 121 903 736 6 304
Северо-Западный ФО 374 345 343 016 29 117 330 884 328 454 2 403
Южный ФО
206 416 187 740 17 261 506 726 503 117 3 582
Северо-Кавказский
ФО 48 064 43 290 4 345 154 322 153 488 825
Приволжский ФО 466 773 422 304 41 215 614 668 608 205 6 386
Уральский ФО 231 437 211861 18 125 286 971 284 220 2 718
Сибирский ФО 312 281 286 3S2 24 063 385 765 381927 3 788
Дальневосточный ФО 108 161 98 950 8 605 152 211 150 541 1651
2. ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
2.1. Современное состояние малого предпринимательства в Красноярском крае
Посмотрим на ситуацию с малым бизнесом в Красноярском крае.
На рисунке 6 представлена динамика количества малого предпринимательства в Красноярском крае. Рассматривая период с 2015 по 2018 г., можно увидеть, что количество МП увеличилось почти на 6 %.
Рисунок 6 – Количество субъектов МП в Красноярском крае в 2014-2018 гг.
Количество средних предприятий с 2014 по 2018 г. увеличилось почти на 30 %, причем значительный рост был зафиксирован в 2016 г., а далее три года наблюдалось незначительное снижение. Анализируя количество малых предприятий и микропредприятий, необходимо учесть тот факт, что в 2015 г. произошло изменение критериев отнесения субъектов
6
предпринимательской деятельности к той или иной группе субъектов МП. В связи с этим в 2016 г. уменьшилось количество малых предприятий и увеличилось количество микропредприятий. После резкого падения в 2015 г. численность индивидуальных предпринимателей стала увеличиваться, и прирост в 2018 г. составил около 15 %.
Таблица 3 – Количество малых предприятий (включая микропредприятия) Красноярского края, по видам деятельности (единиц)
Экономические виды деятельности 2014 2015 2016 2017 2018
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 1935 1846 1744 1744 1666
рыболовство и рыбоводство 60 60 63 48 52
добыча полезных ископаемых 220 222 256 202 262
обрабатывающие производства 4785 4900 4922 4076 4704
производство и распределение, электроэнергии, газа и воды 373 383 414 375 407
строительство 6350 6630 6936 5817 6878
оптовая и розничная торговля; ре¬монт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 19401 19785 19724 16683 19310
гостиницы и рестораны 1155 1179 1304 1108 1193
транспорт и связь 3577 3773 3933 3447 4470
операции с недвижимым имуще¬ством, аренда и предоставление услуг 10238 10262 10676 9919 10729
образование 204 232 245 226 243
здравоохранение и предоставление социальных услуг 781 868 932 943 1040
предоставление прочих коммуналь¬ных, социальных и персональных услуг 1253 1340 1413 1271 1455
Данные в таблице 3 указывают на то, что большая часть малых предприятий, включая микропредприятия, работает в сфере оптовой, розничной торговли, ремонта транспорта, предметов и изделий личного пользования, что составляет 36% от общего числа.
2.2. Инструменты государственной поддержки малого предпринимательства в крае
7
В Красноярском крае для упрощения процедур получения гражданами и юридическим лицами массовых, социально значимых государственных и муниципальных услуг, а также сокращения сроков их предоставления Правительством Красноярского края были созданы МФЦ.
Многофункциональные центры (МФЦ) - это государственное учреждение, в котором созданы условия для повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
Граждане имеют возможность бесплатно получить консультацию и набор услуг различных ведомств федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Красноярского края и органов местного самоуправления в одном месте. На сегодняшний день, в Красноярском крае функционирует 58 структурных подразделений и 142 территориально ¬обособленных структурных подразделения (ТОСП) в сельских поселениях.
КГБУ МФУ предоставляет незаменимый комплекс услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, такие как «Бизнес МФЦ. Старт!» и «Бизнес МФЦ. Развитие!» «МФЦ для бизнеса» - это комплексная система развития предпринимательства.
Созданная инфраструктура позволяет субъектам предпринимательства получать государственные, муниципальные и дополнительные (сопутствующие) услуги комплексно - по принципу «одного окна».
Организация помощи субъектам предпринимательства осуществляется с использованием построения бизнес-ситуаций, с которыми встречается каждый субъект малого и среднего предпринимательства.
Унифицированные бизнес-ситуации позволяют специалисту многофункционального центра в максимально короткие сроки предоставить наиболее полный ответ на возникающий у предпринимателя вопрос, будь то открытие собственного бизнеса или выход на новый уровень.
В рамках комплекса услуг «Бизнес МФЦ. Старт!» КГБУ МФЦ осуществляет бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц (в части приема запроса и выдачи справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов) [7].
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
3.1. Проблемы государственной поддержки малых предприятий
Как было показано в первой главе работы, в России существует достаточно большое количество программ поддержки малого предпринимательства. Однако недостаточный уровень развития
8
малого и среднего бизнеса, прежде всего, связан с отсутствием достаточных условий для их развития у нас в стране. Можно выделить следующие проблемы низкого уровня развития малого бизнеса в России с точки зрения самих предпринимателей (рис. 7).
Рисунок 7 – Основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России, %
3.2. Некоторые аспекты направлений проекта Стратегии развития Красноярского края до 2030 года в сфере поддержки малого и среднего бизнеса
Проект стратегии развития малого и среднего бизнеса в Красноярском крае выделяет следующие стадии развития: создания, роста, выхода на межрегиональный и международный рынки.
Отдельное внимание мы бы хотели уделить последней стадии. В ней заострено внимание на продвижения брэнда «Сделано в крае», гарантирующего качественные, высокотехнологичные, экологичные товары [15].
По нашему мнению, продвижение вышеуказанного бренда может иметь место только при продаже товара на межрегиональном рынке, так как зачастую иностранные граждане в большинстве случаев не могут знать о наличии Красноярского края как такового. В данном случае мы можем предложить другое наименование, например, «Сделано в Сибири», так как данное наименование более общеизвестно за пределами территории нашей страны.
Стратегия выделяет факторы, сдерживающие развитие малого и среднего предпринимательства, а также выделяет основные направления деятельности для достижения динамичного и устойчивого развитие малого и среднего бизнеса. По нашему мнению, вышеуказанные факторы и направления должны соотноситься. То есть на каждый тормозящий фактор развития бизнеса должен быть предложен путь решения проблемы. Так не находят своего решения в направлениях развития такие проблемы: недостаточная развитость производственной инфраструктуры, сложность подключения к объектам коммунального и электросетевого хозяйства, дефицит квалифицированных кадров на предприятиях малого бизнеса [15]. Данной стратегией пути решения данных проблем не предложены, что является категорическим недочетом законодателя. Все вышеперечисленные проблемы развития не должно решаться только на законодательном уровне субъекта, эти проблемы возможно решить, подключив исключительно федеральный уровень, в частности изменение действующего законодательства и принятия новых нормативноправовых актов, регламентирующих данные отрасли правоотношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
9
Роль организационно-правовых методов стимулирования развития малого предпринимательства в Российской Федерации огромна. Во-первых, правительство должно быть гарантом защиты и обеспечения безопасности, в том числе финансовой для предпринимателей и потребителей. Вовторых, государство обеспечивает правомерность действий бизнесменов, устанавливая здоровую конкуренцию на разных сегментах рынка.
Таким образом, можно сделать вывод, что в России существует достаточно хорошая платформа для роста и развития учреждений малого предпринимательства. Государственная политика в области организационно-правового стимулирования анализируемого вида деятельности должна постоянно расширяться и быть доступной каждому предпринимателю.
В настоящее время существует достаточное количество программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Однако, наряду с поддержкой уже имеющихся предприятий, государством предусмотрено увеличение занятости за счет содействия развитию малого и среднего предпринимательства.